В поисках материала для нового выпуска подкаста наткнулся на книгу владыки Афанасия Лимасольского (мы его недавно читали) которая называется “Открытое сердце Церкви” и одной его мыслью хотел бы с вами поделиться. Мы живем во время больших потрясений, боли и беды, и часто задаем вопрос “почему?”.
Вот, как мне кажется, один из достойных ответов, который мне самому очень близок:
“Нам кажется странным, что Божественная справедливость позволяет случаться «несправедливым вещам». Каждый день умирает столько детей, голодных, бедных и брошенных, люди гибнут сотнями и тысячами, и человек спрашивает: «А где же Божественная справедливость?» И часто кажется, что несправедливое торжествует, что побеждает именно несправедливое, справедливый в конечном счете оказывается несправедливо пострадавшим.
И человеческий разум, человеческая справедливость восстает против этого, не может этого принять. Мы правы, когда так размышляем, но мы были бы правы вполне, если бы не забывали, что мы живем не так, как нас создал Бог, но так, как мы, к сожалению, стали жить после падения, с того момента, как сами нарушили Божию заповедь, и сами прервали нашу связь с Богом. С того момента вследствие падения в нашу жизнь вошли тление, смерть, боль, скорбь, болезнь, личные тяготы.
Итак, Бог не создавал смерти, Он не желает смерти и зла человеку. Бог не виноват в наших несчастьях, виновником наших несчастий является злое произволение человека. Причина наших несчастий – диавол, отстранение от Бога. И что же Бог делает теперь? Сидит сложа руки, вдали от наших тягот и боли? Каково отношение Бога к этим трудностям, которые случаются с нами каждый день? Он приходит и напоминает нам: да, смерть – это самый великий успех диавола в его стремлении погубить образ Божий, человека, но приходит Сам Бог и добровольно принимает смерть за нас. Он Сам входит в смерть и освобождает всех нас от смерти. И с этого момента Он дал нам возможность жить вместе с Ним вечно, действительно победить смерть. Не после того, как мы умрем, но уже в этой жизни, каждый день, когда мы вкушаем Тело и Кровь Христовы и когда живем внутри Церкви.
Таким образом, мы учимся судить обо всем со стороны вечного Царствия Божия, потому что эта жизнь временна, а вечность безгранична, беспредельна и не имеет конца. И человек рассматривается и мыслится как существо, как сущность, которая имеет начало, но живет вечно. В Писании говорится: «и исход их считался погибелью, и отшествие от нас-уничтожением» (Прем.3:2–3). То есть глазам неразумных, глазам, которые не видели дальше смерти, казалось, что эти люди были сокрушены, претерпели зло и потерпели окончательное поражение. Таким казался и Христос, когда Он умер на кресте. В глазах людей Бог был побежден, но это поражение Бога стало величайшей победой, потому что Бог на этом не остановился. Также и святые Божии, мученики – все умерли несправедливой смертью: подверглись мучениям, были буквально уничтожены, у них не было оправдания в этом мире, но Бог оправдал их навечно.”
Некоторые фрагменты были выделены жирным шрифтом мной. Думаю, что все кто умирает несправедливо - мученики, о которых говориться в конце цитаты.
Текст книги можно найти здесь